piiriniemi (piiriniemi) wrote,
piiriniemi
piiriniemi

Categories:

КУЗОПОЛЬЕ, КУЗОМЕНЬ: КУЗОВОВ ЗДЕСЬ НЕТ, ЕСТЬ – ЕЛЬ!

Красавица-ель – непременный атрибут новогодних праздников. По причине вечнозеленого наряда она, как и другие хвойные деревья, считается символом жизни, а в новогодней традиции – началом повторяющегося годового цикла.

Шишкин Зима 1890
В представлениях народов Севера некоторые еловые и сосновые рощи, а также отдельно стоящие деревья считались священными.

В Архангельской области подобные святые места сохранились, например, в Кенозерье.

С карельской традицией – karsikko (обрубание веток или оставление затесок на хвойных деревьях по различным поводам – от удачи на охоте до ухода на войну) тесно связаны памятные зарубки на елях и соснах, известные в Архангельской области под названием залазь.


Благодаря распространенности хвойных лесов, приметности отдельных деревьев, хозяйственному использованию древесины, ель и сосна неоднократно упоминаются в географических названиях Архангельской земли.

Так, о связи именуемого объекта с елью свидетельствует основа Куз-.


Клевер Зимний лес на закате
Клевер Ю.Ю. Зимний лес на закате. 1887. Источник: http://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130902_klever.html

В карельском языке это дерево обозначалось словом kuuži, kuuzi, в вепсском – kuz’, в саамском – kūss. Отсюда: Кузозеро, Кузручей, речка Кузега (буквально – «еловая река»), деревни Кусогора, Кузополье, Кузомень (последнее название – от прибалтийско-финского Kuuziniemi «еловый мыс»).

В краеведческой литературе с карельским словами kuuzi «ель» и meččä «лес» связывалось название двинской протоки Кузнечихи. Такое сопоставление кажется напрасным: намного вероятнее, что в основе названия лежит русское кузнец.

В свою очередь, основы Печ-, Пед- маркируют места, связанные с сосной: карельское petäjä, вепсское pedai, прасаамское pεcē обозначают именно это дерево. На Пинеге, например, существует деревня Печгора, в Кенозерье – Педозеро, а название Печеньга (Печенга) – «сосновая (река)» носят несколько водных объектов на обширной территории от костромского Поволжья до Кольского полуострова.


Шишкин На Севере диком 1891
Шишкин И.И. На Севере диком … 1891. Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Shishkin_na_severe_dikom1.jpg?uselang=ru

Высокие требования северян к качеству сосновой древесины послужили основанием для употребления особенных слов, обозначающих ее разные сорта.

Сухостойная сосна, выросшая на высоких местах (с более ценной древесиной, пригодной для строительства) в карельском и вепсском языках получила название honka (hong). У северных русских она известна как кондовая, а слово хонга проникло в архангельские говоры и также стало обозначать засохшую на корню сосну.

Менее ценная, болотная сосна у карел и вепсов обозначается словом mänty (mänd). Это слово в русских говорах Архангельской области обрело форму мянда.

Ендогуров Мхи

Ендогуров И.И. Белый мох. На Севере. 1890-е гг.
Источник: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/Ivan_Endogurov_Mkhi.jpg?uselang=ru
О местах с сухостойной сосной свидетельствуют названия Хонгручей и Хонгозеро, об участках с болотной – топонимы Мяндога, Мендюга, Мяндозеро, Мяндручей, Мянда.

Прибалтийско-финское обозначение болотной сосны, вероятно, послужило основой и для названия речки Няндомы, по имени которой назван один из городов Архангельской области.

По крайней мере, распространенное в Интернете толкование названия этого населенного пункта как «богатая земля» в переводе с финно-угорского языка (при этом не указано, c какого именно) не имеет под собой каких-либо оснований.

А название приморской деревни Мяндино не обязательно восходит к обозначению дерева. Скорее всего, в его основе – прозвище. Ведь мяндой в русских говорах Севера называли не только сосну, но и толстого низкорослого человека.

В названиях Архангельской области также отразились прибалтийско-финские наименования различных типов еловых и сосновых лесов:

- глухой лес, обычно еловый, на сыром месте (карельское korbi, вепсское korb): Корбозеро, Корбручей;
Клевер После снегопада
Клевер Ю.Ю. После снегопада. 1897.
Источник: http://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130902_klever.html

- густой молодой ельник (карельское viida, вепсское vida): Видручей, Видозеро;
Степанов Лоси
Степанов А.С. Лоси. 1919. Источник: http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Stepanov%20Aleksey%20Stepanovich/000015.jpg

- бор (карельское, вепсское kangaz): Кангозеро.

Но, все же, отправляясь за елочкой, следует ориентироваться не на названия (местность могла существенно измениться), а на действующее лесное законодательство.

Можно также сделать ёлке новогодний подарок: оставить в лесу, установив дома ее реалистичную копию.


Основная иллюстрация: И.И. Шишкин. Зима. 1890. http://www.artlib.ru/objects/gallery_20/artlib_gallery-10004-o.jpg
Tags: Архангельская область, Видозеро, Видручей, Кангозеро, Кенозерье, Корбозеро, Корбручей, Кузега, Кузнечиха, Кузозеро, Кузомень, Кузополье, Кузручей, Кусогора, Мендюга, Мянда, Мяндино, Мяндозеро, Няндома, Печеньга, Пинежский район, Холмогорский район, Хонгозеро, Хонгручей, вепсский, ель, залазь, карельский, карсикко, лексика, саамский, сосна, топонимика, хонга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments